Определение понятие консалтинга зависит в первую очередь от тех проблем, которые решает конкретная консалтинговая компания. Каждая компания вкладывает в определение консалтинга свой смысл, в зависимости от того, какие проблемы она решает. Проблемы могут быть узкой направленности или охватывать весь спектр работы организации. Расхождение может быть и за тем в какой сфере «разделение труда» проводиться консалтинг (допустим производственный или кадровый консалтинг), и за тем, услуги какого характера деятельности предоставляются консалтинговой компанией (юридические или рекламные). Поэтому, первоначально нужно очертить широкий смысл этого понятия. Консалтинг в широком смысле представляет собой процесс оказания помощи предоставлением консультационных услуг, которые не ограничиваются какими-то рамками конкретного вида деятельности.

Консалтинг может решать проблемы управленческой, исследовательской, прогнозирующей области ведения бизнеса, проблемы в сфере финансирования, оптимизации процесса работы, стратегического планирования и инвестиционной деятельности компании. Иными словами, консалтинг – это оказание помощи, которая предоставляется специалистами в решении любой проблемы при ведении бизнеса.

Но консалтинг не всегда был привилегией области профессиональной деятельности. В своём первоначальном виде, что подразумевает широкий смысл этого понятия, консалтинг представлял собой предоставление советов лиц, незаинтересованных лично в решении возникшей проблемы у стороны, которая обратилась за помощью. Как профессиональная деятельность, консалтинг приобрёл свою популярность в середине ХХ в., в результате чего и появился новый сектор услуг под названием консалтинговая помощь.

Следовательно, консалтинг (с англ. consulting — консультирование) — вид определённых услуг, которые предоставляются специалистами консалтинговых компаний (консалтерами), основной задачей работы которых является оптимизация бизнес-идей на рынке труда и услуг определённой страны. Отличительными чертами консалтинга от обычного консультирования фирм юридического характера является направленность консультирования на продвижение и оптимизацию бизнеса на рынке труда и услуг.